Слово о Светлом Воскресении*

С сердечным сокрушением читаются ныне слова святителя Феофана Затворника, сказанные всего лишь немногим более ста лет назад: “Ныне в мире христианском истина Воскресения Христова так несомненна и всеобща, что устная проповедь о нём кажется совершенно излишнею; - и мы не возбуждаем веры, а только соуслаждаемся общею верою, когда повторяем взаимные приветствия: Христос воскресе - воистину воскресе”.

Сокрушение наше сердечное не в том даже состоит, что Господь “оставил нас”, но в том, что мы сами Его отвергли и переиначили в сердце своём, “непревзойденной логикой кичась”. Для многих ли сегодня истина Воскресения Христова жива и несомненна? Ныне мы, в лучшем случае, как зрители в театре, принимаем “правила игры”, со стороны созерцая молящихся в храме Господу нашему и “эстетически” наслаждаясь живым действом Божественной литургии, которая, по нашему “прогрессивному” разумению, всего лишь “пройденный этап” в развитии человеческой культуры.

Однако возможно ли считать пройденным путь, коего никогда не касалась стопа наша? Созерцание действа весьма неравнозначно участию в нём, ибо последнее предполагает в человеке непрестанно-великое духовное усилие на пути сопричастия “Вселенскому Разуму” - Божественной Премудрости.

Ныне сознание наше погружено в тяжкий духовный сон. Все ужасы и катастрофы, пережитые человечеством, для нас не более, чем занимательная “история”, которая нас “не касается”, ибо уже не опалит нас своим пламенем. Мы, подобно “братьям нашим меньшим”, только с гораздо большей изощрённостью, заняты почти исключительно собиранием и защищением земных “сокровищ”, удовлетворением своих “всё возрастающих” земных потребностей, услаждением своих безудержных страстей и похотей. Мы не желаем видеть, что приходит конец всему - не только жизни отдельных людей, но и “конец жизни и существования целого космоса”. И, с превеликим упорством “превращая в похоти попечения о плоти”, не желаем слышать и знать о том, что приближается “Великий День встречи этого тварного мира с несотворённым и неприступным светом Божества - день гибели спящих, но день спасения для тех, которые во время проснулись”.

Вековая мудрость, “космическое” знание, заключённые в учении Христовом, говорят о том, что и нам можно и должно спастись, великим усилием отряхнув с себя сей тяжкий духовный сон: соумереть на кресте покаяния вместе со Христом и совоскреснуть с Ним в Светлое Его Воскресение, покаянием, постом и молитвою очистившись духовно от всевозможной мирской скверны.

На протяжении всего Великого Поста, начиная с Прощёного Воскресенья, когда мы

просим ближних наших простить согрешения наши и сердечно прощаем согрешившим против нас, - христиане готовят душу свою к великому её пресуществлению.

Смертью Своей Христос искупил грехи наши. “Он один пил за нас чашу гнева небесного, - говорит святитель Иоанн Кронштадтский. - Введите верою в сердца ваши Христа Господа, страждущего за нас, страдайте там, в своём сердце - вместе с Ним, приведите на память грехи ваши, сокрушайтесь и, если можете, плачьте о них”. Только в таком со-страдании грехи наши умирают вместе с распятым на кресте Христом, чтобы в Светлую Пасху душа наша воскресла очищенной и обновленной.

___________________

* “Утро России”, апрель 1992 г.

Начиная с Вербного Воскресенья, когда Иисус торжественно въезжал в Иерусалим на молодом осле, окруженный множеством ликующего народа, - пройдём и мы вослед Спасителю сквозь Страстную Седмицу к Светлому Его Воскресению.

Итак: после торжественной встречи, в Святой и Великий (Чистый) Понедельник, проведя ночь вне стен города, Иисус возвращается в Иерусалим и, увидя при дороге бесплодную смоковницу, проклинает её, и она засыхает. Не иное ли означает этот образ, как: всякая душа человеческая, не приносящая духовного плода, сама себя отсекает от жизни вечной?

Тогда же сказано Иисусом: “...отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его” (Мф. 21.43). И как бы о наших, нынешних временах поведал Он ученикам своим: “Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения на местах. И тогда соблазнятся многие; и друг друга

будут предавать и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся” (Мф. 24.7-13).

Далее Иисус повествует ученикам Своим о грядущей кончине мира, а на следующий день - во Святой и Великий Вторник - эта повесть развёртывается в грозную картину Страшного Суда, когда “соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овнов от козлищ” (Мф. 25.32). А история проклятия бесплодной смоковницы продолжена в этот день притчею о таланте, скрытом в землю лукавым и нерадивым рабом (Мф. 25.14-30).

Не так ли и мы отвергаем благодать Божию, не желая приумножать то богатство духовное, которое каждому дается Господом изначально? Не так ли Иуда, будучи избранным в дюжину учеников Спасителя, замыслил во Святую и Великую Среду предать Его в руки первосвященников иудейских, дабы получить земное - тридцать сребренников, зарывши в землю сокровище Небесное?

Алчная, искушённая дьяволом душа его трепещет во Святой и Великий Четверг, когда, во время Тайной Вечери, Иисус, как бы ненароком, обмолвился: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня” (Мф. 26.21).

Здесь, в Тайной Вечере, берёт свое начало одно из сокровеннейших Таинств Церковных - Евхаристия, или Причащение Святых Даров. Не мы лишь одни, оглушенные и ослепленные нашим беспросветным физкультурным атеизмом, воспринимаем сие Таинство Причащения как некий “пережиток интеллектуального развития”. Великий Лев Толстой, в гордыне своей и прелести не менее великих попускал себе кощунствовать в отношении сего Таинства, затворяя тем самым душу свою пред благодатью Предвечного; что уж говорить о нас, “рядовых” безумцах, добровольно лишающих себя духовной твердыни!

Что с нами сталось? Отчего так споро,

так легкодумно лишены Твоей опоры

не причащаемые хлебом и вином?

Куда же мне теперь, скажи на милость?

Как птаха зимняя душа моя кормилась,

доверчивая, под Твоим окном.

Морозный день стоял, как ангел, на пороге;

хрипели грудью лесовозные дороги;

а сердце бедное спало - небесным сном...

Отказывая себе во благе Причащения, мы тем самым отказываем душе своей в жизни вечной.

Ещё задолго да Тайной Вечери, проповедуя в Капернауме, Иисус возвестил: “Я - хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем” (Ин. 6. 51, 54, 56).

Во время же Тайной Вечери впервые “разыгралась” мистерия, длящаяся уже без малого двадцать веков: “Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26. 26-28).

Пасхой Распятия или Крестной Пасхой называлась в первые века христианства Святая и Великая Пятница (“Пяток”). “Пасха наша - принесенный в жертву за нас Христос”, - говорит апостол Павел (1 Кор. 5.7). Лишь со второго века христианства начала отделяться от этой Пасхи - Пасха Воскресения, Пасха всеобщего торжества и радости. А покуда - нестерпимой болью пронзает сердце наше предсмертный возглас Сына Божия: “Боже, Боже Мой, услышь Меня! Зачем Ты Меня оставил?”

Пригвождённый к кресту, распятый и умирающий мучительной смертью, Христос был оставлен на Себя Своим Небесным Отцом. Выразить человеческим словом это невозможно, слово “повисает”: Богооставленность Единородного от Отца Сына Божия; пустота; бездна; ничто...

Это последнее действие любви Божией - положение себя во гроб во исполнение слов Христа о пшеничном зерне, которое, павши в землю, должно умереть, чтобы ожить и принести “много плода”. Это есть завершительный акт боговоплощения и как бы новое миротворение. Такова Святая и Великая Суббота, когда Спаситель душою снизошёл во ад, чтобы вывести оттуда души стенающих. Сказано Господом через пророка: “Вот Я отверзу гробы ваши и изведу вас из гробов ваших, людие Мои, и дам Дух Мой вам, и живы будете...”

Бессмертие, жизнь вечная есть первоначальное и, если хотите, естественное состояние человека. Новозаветная Пасха, означающая в еврейском языке “прохождение”, “переведение”, “пощаду”, как бы переводит нас от небытия к бытию, от смерти и тления - к бессмертию. Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества. Люди в пасхальные дни несут эту радостную весть на могилы своих усопших, даже если, ослеплённые своим неверием, и не подозревают об этом.

Воскресение Христово - единственная наша надежда в этом смятенном, отталкивающем нас мире среди “растления умов и сердец наших, в умножении нестроениий семейных, в разъединении и раздорах церковных”. “Потому глас ангела: тецыте и миру проповедите, в отношении к нам, то же значит, что: живите так, чтобы смотря на вас, мир христианский не христианский сказал: воистину Христос воскресе, потому что видимо живет в том или в другом, видимо силы деются в нем”, - говорил Феофан Затворник.

Вонмем же и слову св. Иоанна Златоуста, призывающего в день Светлой Пасхи: “…богатые и убогие, ликуйте друг у друга. Воздержанники и ленивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, - возвеселитесь сегодня”.

В этот день Евангелие читается в храмах на разных языках в ознаменование того, что Христос Воскресением Своим воскрешает к жизни весь мир, всю Вселенную. И поется в Православных церквах стихира, призывающая всех ко христосованию: “Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем, рцем; братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.”

Воистину. Апрель 1992 г.