РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Цель данного курса – представить системный и исторический взгляд на те философские учения, которые самым непосредственным образом связаны с религией и теологией. Студенты получают системное знание по существу религиозной философии и знакомятся с историей её развития.
При изучении курса “религиозная философия” проясняется содержание таких понятий, как “философия”, “религия”, “религиозная философия” и её соотношение с догматикой. Отчётливо обозначается предмет религиозной философии, показано положение религиозной философии в системе культуры. Особое внимание уделено проблеме влияния религиозной веры на выработку философского взгляда на мир. Одновременно обосновывается необходимость философского истолкования религиозных представлений о мире. Бог в религиозной философии “проблематизируется”, т.е. Его существование обосновывается посредством философских категорий.
Существенное значение в данном курсе имеет исследование вопроса о разумности веры как таковой. Религиозная философия стремится выявить разумные основания не только религиозной веры, но и Откровения. В данном контексте рассматривается взаимовлияние религиозной философии и теологии, имеющих опору как в области веры, так и в сфере рационально-логической.
Исследуются различные аспекты религиозной философии. Выделяются и последовательно разбираются онтолого-телеологический, гносеологический, морально-этический, аксиологический, эсхатологический и эстетический элементы религиозной философии. Показана роль ведущих философских принципов и категорий в развитии религиозной философии. Обосновывается идея о том, что религиозная философия самым тесным образом связана с намерением через философские понятия, принципы и категории сформулировать системное представление о человеке как носителе высших идеалов и ценностей и показать необходимость постановки проблемы Абсолюта для фундирования религиозно-философской трансцендентальной аксиологии.
Рассматриваются основные концептуальные направления в религиозной философии, в частности выявляется специфика теизма, пантеизма, панентеизма и деизма.
После системной реконструкции содержания религиозной философии в данном курсе проводится её исторический анализ. Показан генезис религиозной философии в позднем эллинизме, последовательно разбираются учения неопифагорейцев, гностиков, Филона, неоплатоников. Далее показана история зарождения христианской философии в сочинениях апологетов. Особое внимание уделяется религиозно-философским учениям Оригена, Григория Нисского, Августина и Боэция.
Существенное значение в данном курсе имеет исторический обзор средневековой философии в Западной Европе, Византии и на арабском Востоке. Особенно тщательно разбираются религиозно-философские учения Ибн-Сины, Аль-Фараби, Аль-Гахзвали, Иоанна Скота Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Петра Ломбардского, Гийома из Шампо, Гуго из Сен-Виктора, Росцелина, Абеляра, Жильбера Порретанского, Сигера Брабантского, Бонавентуры, Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Иоанна Дунса Скота, а также Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы. Разбирается религиозно-философская антропология исихастов и её значение для православной философии в целом. Даётся анализ исследовательской литературы по философии исихазма. Даётся подробный исторический анализ становления и развития университетской философии в Западной Европе. Отдельно разбирается история еврейской средневековой философии, в частности, творчество Моисея Маймонида, Ибн-Габироля и др
.Рассматривается религиозная философия эпохи Возрождения и Нового Времени. Разбирается мистическая философия Жана Герсона, Марсилио Фичино. Анализируется религиозно-философское учение Николая Кузанского.
Особое внимание уделяется учению о Боге и мире Декарта и учению о “видении всех вещей в Боге” Мальбранша. Подробно исследуется философский пантеизм Спинозы. Рассматривается теодицея и религиозно-философская онтология Лейбница.
Анализируется религиозно-философское учение И.Канта, а также “Философия откровения” Шеллинга. Разбираются религиозно-философские системы европейских теистов XIX в. (И.Фихте-младшего, Г.Ульрици, Г.Лотце, Г.Тейхмюллера, Г.Фехнера, А.Тренделенбурга, Мэн д' Бирана, П.Жанэ), раскрывается существо влияния их учений на русскую духовно-академическую философию XIX – нач. ХХ вв.
Подробно представлена история русской религиозной философии, включая её зарождение в средневековье, концептуальное развитие в XVIII в. и расцвет в XIX - нач. ХХ вв., в период функционирования четырёх православных духовных академий – Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской. Анализируются религиозно-философские системы выдающихся православных теистов (В.Н. Карпова, Ф.Ф. Сидонского, арх. Иннокентия (Борисова), арх. Никанора (Бровковича), Ф.А. Голубинского,
В.Д. Кудрявцева-Платонова, М.М. Тареева, арх. Антония (Храповицкого), В.И. Несмелова, П.А. Флоренского и др.). Предлагается к рассмотрению содержание наиболее интересных в философском контексте кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, подготовленных в русских духовных академиях.Рассматривается философия славянофилов (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф.Самарина), неославянофилов (Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова).
Подробно анализируется “философия всеединства” В.С.Соловьёва, выявляется её специфика. Исследуется религиозно-мистический “пансексуализм” В.В. Розанова. Выявляются особенности философии “нового религиозного сознания” в России в нач. ХХ в. Анализируется религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова. Подробно рассматривается религиозно-философский интуитивизм С.Л. Франка, Л.П. Карсавина и Н.О. Лосского. Разбирается новейшая история религиозно-философской мысли в России (А.И. Осипов, А.И. Уваров, С.С. Хоружий, А.И. Сидоров и др.).
Изучаются все ведущие направления современной западной религиозной философии, включая религиозно-философскую антропологию, антропокосмизм, диалогизм, религиозный экзистенциализм, неотомизм, неоавгустинизм, философский эзотеризм, христианский эволюционизм, экуменизм. Показаны тенденции развития современной религиозной философии в США и Западной Европе.