РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА

Учебный план по религиоведению включает два курса, связанных с этической проблематикой – “История этических учений” и “Религиозная этика”. Изучению религиозной этики предшествует знакомство с этикой светской. В рамках семестрового курса “История этических учений” рассматриваются безрелигиозные этические учения. Изучению религиозной этики посвящен годовой курс. Курс “Религиозная этика” делится на три части. В первом семестре изучаются истоки религиозных этических систем в том виде, в каком они представлены в священных текстах и богословских традициях: религиозно – этические традиции Востока (индуистская этика, буддийская этика, джайнистская этика, конфуцианская этика, даосская этика) и этика ислама, а также христианская этика.

Студенты узнают о том, как различия между восточными (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм) и западными (христианство, иудаизм, ислам) религиями отражаются в сфере нравственных ценностей, характерных для соответствующих культурных традиций. Эти религии различаются, прежде всего, своими представлениями о Боге. В христианстве, иудаизме и исламе Бог предстает как Личность, как абсолютный Творец мира и Спаситель человечества. В религиях Востока такое представление отсутствует, в них господствует некий безличный абсолютный мировой закон: закон дао, дхармы и т.п. Поэтому в восточных религиозно-этических текстах практически отсутствует то направление этической рефлексии, которое для западных традиций является основным – отношение человека к Богу. Кроме того, отсутствие представлений о Боге-личности определило и слабое развитие в восточных культурах и представлений о человеке, как уникальной личности, благодаря чему широкое распространение там получают идеи реинкарнации, идеал конечного “освобождения” через упразднение индивидуального самосознания и т.д. В индийских религиозно-этических учениях нравственное совершенствование, как правило, рассматривается лишь как начальный этап на пути к высшей цели, дальнейшие же ступени предполагают лишь аскетическую практику. Знакомство с религиозно-этическими концепциями Индии включает рассмотрение таких вопросов, как влияние варновой системы на этику индуизма; этическое содержание идеи кармы; духовный смысл принципа ахимсы (не причинения вреда живому); этические аспекты “четырех благородных истин Будды”; особенности мирского и монашеского буддийских этических кодексов; нравственный идеал тхеравады и махаяны.

Изучение китайских религиозно-этических концепций включает сравнительный анализ конфуцианства и даосизма, которые во многих отношениях являются полемичными друг по отношению к другу системами. Те принципы этики, которые Конфуций считал основополагающими (т.н. “пять постоянств” – долг-справедливость, гуманность, ритуал, искренность, знание), даосы часто оценивали критически. Если конфуцианский идеал человека предполагает в большей степени деятельное участие в жизни государства, то даосизм чаще ориентирует человека на следование принципу недеяния (у-вэй). В то же время есть и моменты общности, порожденные принадлежностью этих этических традиций к единому культурному пространству. В данной части курса рассматриваются такие вопросы, как соотношение религии и морали в конфуцианстве, конфуцианские принципы правления, влияние особенностей даосского мировоззрения на этику, даосская доктрина бессмертия. Специальный раздел курса посвящен месту восточных религиозно-этических учений в современной культуре. Здесь рассматривается влияние восточной религиозной мысли на движение ненасилия и экологическую этику.

При знакомстве с мусульманской этической традицией принимаются во внимание ее отличительные особенности. Прежде всего, это разнообразие жанров литературы, связанных с морально-этической проблематикой. Здесь и “наставления правителям”, и философские трактаты, и проповеди, и назидательные морально-этические наставления, и даже стихотворные произведения. Кроме того, это очень тесная связь этики с религиозным правом. К числу важнейших для мусульман этических проблем относится проблема свободы воли. Один из основополагающих догматов ислама утверждает принцип полного предопределения: все поступки человека предопределены Аллахом, как и воздаяние за них. Поэтому уже на ранних этапах развития мусульманской этической мысли стали ставиться следующие вопросы: если Бог заранее предопределил все поступки человека, то как Он может наказывать за них? Как совместить догмат о предопределении с принципом справедливости? Несет ли человек ответственность за поступки, которые от века предопределены Аллахом? В курсе религиозной этики рассматриваются различные подходы к решению этой проблемы в мусульманском богословии. Студенты узнают и о том, какие характерные черты традиционной мусульманской этики привели к возникновению мистического течения суфизма, знакомятся с особенностями суфийской этики в сравнении с традиционными мусульманскими этическими представлениями.

Изучение религиозно-этических традиций Востока и исламского мира включает и знакомство с личностями Будды, Конфуция, Мухаммеда, которое позволяет лучше понять, почему этим людям удалось стать основателями учений, привлекших к себе множество последователей. Учебный процесс построен на работе с первоисточниками: студенты читают классические произведения, в которых рассматриваются проблемы нравственности: Дхаммапада (“Строфы закона” – наиболее известный текст буддийского канона), Джатаки (рассказы о перерождениях Будды), Дао дэ цзин (Книга пути и благодати), Лунь юй (Беседы и поучения Конфуция) и т.д.

В курсе “Религиозная этика” раскрываются отличительные особенности христианской нравственности. Мы часто слышим о высоте нравственного учения христианства, однако важно понимать, что христианство – нечто гораздо большее, чем моральная доктрина, и Иисуса Христа нельзя назвать просто “учителем нравственности”. Для христиан личность Христа - источник благодати, которая исцеляет поврежденную грехом природу человека, дает ему реальную возможность вырасти “в меру” тех заповедей, о которых говорит Евангелие.

Долгие годы в нашей стране насаждалось атеистическое мировоззрение, и при этом атеистическое государство преследовало цель уничтожить, прежде всего, православие, как традиционную для России духовную традицию. Результатом этого стало распространение множества самых нелепых предрассудков, касающихся христианской религии. Один из них касается Церкви, которую многие рассматривают просто как социальный институт, а церковная обрядность в массовом сознании часто воспринимается как чисто внешняя, формальная. Но опыт христиан свидетельствует, что в действительности церковные таинства несут в себе благодатную силу, преображающую внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека. Курс “Религиозная этика” помогает понять значение жизни в Церкви для нравственного совершенствования христианина.

В рамках курса раскрывается христианский подход к пониманию природы совести и анализу различных ее состояний. Библейское учение о грехопадении раскрывает истоки нравственной поврежденности человека. Одно из принципиальных отличий религиозных этических систем от светских – наличие понятия греха. Христианская этика вскрывает причины греха и его последствия. Грех, ставший привычным, православная традиция именует страстью. В творениях Святых Отцов и подвижников христианской веры запечатлен богатейший опыт борьбы с грехом и страстями, который может быть полезен и нашим современникам, ведь духовная природа грехов всегда одинакова.

Христианство часто называют религией свободы, хотя такое определение может противоречить обыденным представлениям о христианстве как такой системе норм и ценностей, где человек будто бы находится под гнетом “догм”, жесткой регламентации, запретов и необходимости постоянно “замаливать грехи”. Эти предрассудки имеют в своей основе ложное представление о свободе как о полном произволе. В действительности же христианский путь духовно - нравственного совершенствования ведет человека к подлинной свободе – свободе от греха, страха, одиночества и, главное, смерти.

Любое религиозно-этическое учение обращается к проблеме зла. Если Бог всеблаг и всемогущ, почему Он допускает зло? Почему часто бывает так, что добрые, нравственные люди претерпевают страдания, а злодеи благоденствуют? Христианская этика дает ответы на эти вопросы, учит человека осмысленному отношению к злу и страданию.

Раскрывается содержание и значение евангельских заповедей, рассматриваются понятия духовной нищеты, благодатного плача, кротости, милосердия, сердечной чистоты. Одним из распространенных штампов в восприятии христианства является представление о том, что к вере обращаются исключительно неудачники, терзаемые комплексом неполноценности и пытающиеся самоутвердиться в надежде на будущее вознаграждение за их земные страдания. Объективное изучение христианской этики обнаруживает полную несостоятельность таких представлений.

Очень важный вопрос касается соотношения понятий “спасение”, “вечная жизнь”, “блаженство”. Нередко от людей, далеких от религии, приходится слышать, что верующий человек делает добро из корыстных побуждений, т.к. рассчитывает получить в качестве награды загробное блаженство. Несостоятельность таких обвинений становится очевидной, если понять, что христианин стремится, прежде всего, к вечной жизни в единстве с Богом. Такая жизнь невозможна, если внутренний мир человека помутнен грехом, ведь свет не может соединиться с тьмою. Но если человек через подвиг духовно-нравственного совершенствования достиг уподобления Богу и, тем самым, возможности общения с Ним, он обретет и блаженство, потому что Сам Бог благ. Таким образом, блаженство является не целью, а следствием христианской жизни.

Основным началом христианской нравственности является любовь. Ведь христианство учит, что “Бог есть любовь” (1 Ин.4;16). Христианская этика позволяет увидеть взаимосвязь любви к Богу и любви к ближнему, понять смысл заповеди любви к врагам, разобраться в искажениях и подменах любви. Здесь раскрывается соотношение трех важнейших христианских добродетелей – веры, надежды и любви. В евангельской притче о работниках одиннадцатого часа приступившие к работе лишь поздним вечером получают за свой труд такое же вознаграждение, как и те, кто работал с раннего утра. Евангелие говорит о том, что первым в рай попадает разбойник - тот, который был распят рядом со Христом, узнал в Нем Спасителя и пришел к покаянию. Курс религиозной этики помогает понять, почему христианство ставит любовь выше справедливости.

Изучение христианской этики, как и других религиозно-этических традиций, осуществляется на основе первоисточников - Евангелия, творений святых отцов, трудов современных авторов. Курс “Религиозная этика” позволяет уяснить отличительные особенности православной, католической и протестантской этических традиций, показывает, каким образом определенное вероучение влияет на тип духовности и практику нравственной жизни.

Итогом работы над проблемами религиозной этики в первом семестре должно стать умение студентов сопоставлять различные этические позиции. Хотя различные религиозно-этические учения сходятся в представлениях о важнейших добродетелях и пороках, но они не совпадают в понимании смысла жизни и мотивов нравственной деятельности, в представлениях об истоках добра и зла, в трактовке основания морали, в способах нравственного совершенствования, в том, каким им видится идеал человека. Неодинаковое значение имеют в разных традициях мистика, аскетика и этика. Становится очевидным, что внешне сходным понятиям может придаваться неодинаковый смысл (как, например, понятиям любви и сострадания в буддийской и христианской этике), но чтобы эти различия стали вполне очевидны, необходимо достаточно глубокое знакомство с материалом.

Во втором семестре внимание уделяется этическим представлениям, которые разрабатываются в русле религиозной философии. Предметом изучения являются этические учения русских религиозных философов и западноевропейская религиозная философско-этическая мысль нового и новейшего времени.

Студенты узнают о том, каким видится русским религиозным философам смысл жизни, смерти, страдания, любви, брака, в чем они усматривают сущность добра и зла, какими способами они предлагают сопротивляться злу и совершенствоваться в добре. Здесь основой для работы являются произведения В. Соловьева, С. Франка, Н. Бердяева, И. Ильина, М. Тареева, С. Троицкого и других выдающихся русских религиозных мыслителей. Материал западной этической мысли представлен такими именами, как С. Кьеркегор, М.Шелер, Э.Мунье, Д.фон Гильдебранд, А.де Любак, А.Швейцер, Р. Нибур, П.Тиллих. Как соотносятся нравственность и религиозная вера? В чем заблуждались богоборцы Л. Фейербах и Ф. Ницше? Какое значение имеет связь с Трансцендентным для личностного совершенствования? Корыстна ли религиозная этика? Каково место религиозной морали в современной культуре? Это далеко не полный перечень тех вопросов, на которые можно найти ответ, изучая религиозную этику.

Изучение религиозной этики дает студенту знания о месте в мировой культуре основных религиозно-этических учений; о различных формах духовного опыта и типах аскетических практик; о связи этических систем с вероучением и религиозным правом. Студенты приобретают навыки работы с вероучительными, богословскими, философскими текстами, связанными с этической проблематикой; учатся анализировать современную реальность с этической точки зрения. Все это является необходимым условием подготовки специалиста, профессионально занятого в гуманитарной сфере.