Одухотворение текста

Дискурсивный срез текста стихотворения Арсения Тарковского

“Первые свидания”

 

 

Блажен, кто, познавая женщину

охранён Любовью;

блажен, кто, начиная мыслить

охранён Наставником.

Ю.Олеша. “Ни дня без строчки”

  ***

 Текст “дышит” только при наличии воспринимающего (обратная связь). “Текст” (textum) - “связь”, “соединение”; “религия” (religio) - “воссвязь”, “воссоединение”. (“Отче наш...” - “текст” Христа.)

Текст - общепонятная система знаков. “Если за текстом не стоит язык то это уже не текст.” [1] Но - мир как книга (текст), которую необходимо уметь читать (св. Антоний Великий).

Творческий текст есть откровение личности (научно не предсказуем). Научный анализ текста - “явление позднее (переворот в мышлении: рождение недоверия). Первоначально - вера, требующая только понимания - истолкования”. [1] Отсюда - необходимость “обратной перспективы” мышления (понимания): не расширение, но знание и соблюдение границ (функция догмата).

Проблема Творца. Пушкин: “...разум неистощим соображением понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе, но книги... не суть повторение лексикона”. [2] Отсюда - необходимость автора (Творца): из случайного соединения букв и слов (атомов, молекул) текста (разумной жизни) не получится. Индивидуальность текста, обусловленная моментом авторства, осуществляется контекстом: “Это то в нём, что имеет отношение к истине, правде, добру”. [1]

“Событие жизни текста, его сущность - на рубеже двух сознаний, двух субъектов, ...встреча двух текстов - готового (мир уже сотворён - Ю.К.) и создаваемого, реагирующего (человеческое восприятие, истолкование - Ю.К.): встреча двух авторов”.[1]

Отсюда - Создатель творит мир (и Себя) посредством нашего мышления о Нём. “Выразить самого себя - это значит сделать себя объектом для другого и для самого себя (“действительность сознания”). При объяснении - один субъект, при понимании - два сознания, два субъекта. Понимание диалогично.” [1] Отсюда - молитва как высшая форма диалогичности (поэзия - блудная дочь молитвы).

“Самообъективация (в лирике, в исповеди) как самоотчуждение и прeодоление”[1]; результат преодоления: катарсис - в лирике, метанойя - в исповеди, в молитве (диалог с собой, с Богом или - с обожествляемым пеpсонажем).

 

  Арсений Тарковский

ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ

Свиданий наших каждое мгновенье

мы праздновали, как Богоявленье,

одни на целом свете. Ты была

смелей и легче птичьего крыла -

по лестнице, как головокруженье,

через ступень слетала и вела

сквозь влажную сирень в свои владенья

с той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость

дарована; алтарные врата

отворены, и в темноте светилась

и медленно клонилась нагота.

И, просыпаясь, - “Будь благословенна!”

я говорил, и знал, что дерзновенно

моё благословенье: ты спала,

и тронуть веки синевой вселенной

к тебе сирень тянулась со стола,

и синевою тронутые веки

прохладны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,

дымились горы, брезжили моря;

и ты держала сферу на ладони

хрустальную, и ты спала на троне,

и - Боже правый! - ты была моя.

Ты пробудилась и преобразила

вседневный человеческий словарь,

и речь по горло полнозвучной силой

наполнилась, и слово “ты” раскрыло

свой новый смысл и означало - “царь”.

На свете всё преобразилось, - даже

простые вещи: таз, кувшин, - когда

стояла между нами, как на страже,

слоистая и твёрдая вода.

Нас повело неведомо куда.

Пред нами расступались, как миражи,

построенные чудом города,

сама ложилась мята нам под ноги,

и птицам с нами было по дороге,

и рыбы подымались по реке,

и небо развернулось пред глазами...

Когда судьба по следу шла за нами,

как сумасшедший с бритвою в руке.

 

***

 В “тексте” стихотворения Арсения Тарковского “Первые свидания” [3](“Свиданий наших каждое мгновенье мы праздновали, как Богоявленье, одни на целом свете”): Богоявление как “феномен чуда” неповторимо и - для всех; здесь - “каждое мгновенье” (повторяемость, множественность) и “одни на целом свете” (присвоение, центростремительность).

Богоявление есть Крещение Христово: первое сошествие Святого Духа, завершение образа св.Троицы (ранее мир не был одухотворён).

Пространство события непомерно расширилось и - замкнулось (“сфера Паскаля”).

Мир стихотворения вынут из привычной обыденности (“Ты была смелей и легче птичьего крыла” - не троп, а реальность).

...и вела сквозь влажную сирень в свои владенья с той стороны зеркального стекла”: зазеркалье, где всё – наоборот (правое - левое, верх - низ).

Плотская любовь приравнивается к священнодействию (одухотворённость): “алтарные врата отворены, и в темноте светилась и медленно клонилась нагота” (“алтарные врата” - “царские врата”; алтарь - место священнодействия).

И, просыпаясь: "Будь благословенна!" – я говорил и знал, что дерзновенно моё благословенье...” (благословение – внешний знак преподания благодати Св.Духа через осенение крестом, Евангелием, свечой, иконой).

И тронуть веки синевой вселенной...” - образ Вечности (за пределами времени).

И ты держала сферу на ладони...”: сфера - “держава” - шар с крестом, эмблема монаршьей власти (и - “сфера Паскаля”).

Ты пробудилась и преобразила вседневный человеческий словарь”: преображение “текста” жизни, упорядочение хаоса.

“На свете всё преобразилось, даже простые вещи...” (Преображение Христа на горе Фавор; Мф, 17.2) “...таз, кувшин” - сосуды как образы крещальной купели –

“...когда стояла между нами, как на страже, слоистая и твёрдая вода” - образ целомудренности и чистоты (“твёрдая вода” - лёд, хрусталь, “зеркальное стекло”. “Незазеркалье” (обыденность) является как Судьба – (“...как сумасшедший с бритвою в руке”), обрезающая нить жизни-текста (третья Мойра-Парка - Морта: Смерть). Трагическая диалогичность: обращение к героине (“ты была”), которой уже нет.

Критерий глубины понимания (веры): “Слово, если только оно не заведомая ложь, бездонно”. [1]

15/2 февраля 2000 г.

 

 

Споспешествующая литература

  1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках.
  2. Опыт философского анализа. В книге “Эстетика словесного творчества”, М., “Искусство”, 1979, стр. 282-292.
  3. Пушкин А.С. Об обязанностях человека. Собр. соч., т.6, М., “Худ. лит.”, 1976, стр.173
  4. Тарковский Арсений. Белый день, М. “ЭКСМО-ПРЕСС”, “ЯУЗА”, 1998, стр. 245