Знание истории архаических и нехристианских религий необходимо будущему специалисту по православной теологии, поскольку оно позволяет глубже уяснить особенности христианской духовной традиции. Кроме того, само географическое положение Приморья обязывает к знакомству с религиозной жизни стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Назначение курса “История архаических и нехристианских религий” состоит в ознакомлении с вероучениями, культами и организацией религиозных сообществ, содержанием теологических и религиозно-философских доктрин, наиболее значительными событиями и персоналиями в истории конкретных конфессий. Курс начинается с введения в историю религии, которое посвящено различным концепциям происхождения религии, а также проблеме генезиса и эволюции религии в истории общества. В первой части курса рассматриваются мифологическое сознание и первобытные формы религиозного сознания (по археологическим и этнографическим источникам); родоплеменные религии (религиозные представления древних кельтов, германцев, славян). Изучаются религиозные системы народов Передней Азии (религии Месопотамии – Шумера, Вавилона; угаритская религия; религия хеттов); религиозные представления древних египтян, греков и римлян; зороастризм. Здесь же рассматривается история иудейского монотеизма (происхождение, основные этапы развития, современные течения). Уделяется внимание религиям Центральной и Южной Америки. Вторая часть курса предполагает рассмотрение истории возникновения, особенностей вероучения и религиозной практики одной из мировых религий – ислама. Студенты знакомятся с истоками индуизма – протоиндийской религией, ведийской религией и ее заключительным этапом – брахманизмом. Анализируется формирование и особенности религиозной практики индуизма. Рассматривается вопрос о предпосылках возникновения и развития оппозиционных брахманизму религиозных учений – буддизма, джайнизма. Интерес представляет феномен сикхизма как одной из национальных религий Индии, возникшей на основе взаимодействия мусульманской и традиционной индийской культуры. В третьей части курса рассматриваются специфика религиозных учений и религиозной ситуации Дальнего Востока. Студенты изучают следующие вопросы: религиозные представления, культы и обряды в древнейшем Китае; исторические предпосылки возникновения конфуцианства; личность Конфуция и его учение. Рассматривается процесс превращения конфуцианства в официальную идеологию китайской империи и его дальнейшее развитие; влияние конфуцианства и неоконфуцианских идей на религиозную жизнь современного Китая. Уделяется внимание даосизму как национальной религии Китая, его происхождению и развитию. Прослеживается формирование доктрины бессмертия как основы даосского учения. Студенты узнают об особенностях распространения буддизма на Дальнем Востоке; знакомятся со школами китайского буддизма. Рассматриваются предпосылки распространения буддизма в Тибете и Монголии и проникновения его в Японию. Студенты узнают о том, что представляет собой современный буддизм. Предметом рассмотрения становится и синтоизм – национальная религия Японии (формирование, особенности, понятие синто, ритуалы и др.). Изучается особенности бытования синтоизма в современной Японии.