ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Данный курс призван дать студентам системное, целостное понимание существа религии как таковой, представить философскую интерпретацию основных феноменов религиозной жизни. Прошедшие данный курс обязаны пользоваться методами философского осмысления религии, разбираться в существе таких понятий как религиозный опыт, вера, религиозной чувство, религиозное мироотношение, обладать умением адекватно оценивать вклад той или иной философско-религиозной школы в сокровищницу мировой духовной и интеллектуальной культуры.
В ходе освоения курса студенты вначале знакомятся с процессом становления философии религии как отрасли философской науки. В данном контексте подчёркивается особая роль И.Канта и его трактата “Религия в пределах одного разума”. Даётся определение философии религии, рассматриваются методологические основания философии религии. Показано, с какими из гуманитарных наук философия религии находится в наибольшей связи. Отдельно выявляется специфика исторической и концептуальной частей философии религии.
Студентам предлагается проанализировать предмет философии религии. Рассматриваются два определения религии – Лактанция и Цицерона, вскрываются их слабые и сильные стороны. Даётся общее определение религии. Анализируется понятие “нуминозного” в концепции Р. Отто и понятие “сакрального”. Рассматривается “основной вопрос религиозной духовности”. Представляются ряд проектов классификации религий. Обозначаются типы религиозности.
Разбирается существо гносеологической философии религии. Выявляется эпистемологический статус религии. В данной связи анализируются понятия религиозного опыта, религиозного понимания, трансцендентного мышления. Анализируется гносеологический статус категории “чудо”. Рассматривается существо трансцендирования “во-вне” и “внутрь”. Исследуется история проблемы соотношения категории пространства и сверхъестественного. Представлена критика феномена рациональности со стороны апологетов религиозности.
Раскрывается содержание онтологического элемента философии религии. Анализируется понятие Абсолюта, существо Его личностной природы, Сверхъестественного, идеального бытия. Исследуются модели обоснования (доказательства) существования Бога. Исследуется категория “духовное бытие”. Разбирается существо понятий “дух” и “душа”. Проводится анализ проблемы теодицеи, сущности зла и ответственности за него, смысла страдания и смерти.
Изучается антропологический элемент философии религии. Анализируются подходы различных религий к сущности человека как био-социального существа. Разбираются основные концепции философско-религиозной антропологии (Шелера, Плеснера, Хенгстенберга, Корета, Ранера, Панненберга). Исследуется феномен религиозного диалогизма. Разбирается существо религиозного общения. Рассматривается существо религиозной аксиологии, парадоксальности жизни с точки зрения религии. Исследуется присутствие эсхатологического аспекта в философской антропологии. Рассматривается феноменологический аспект человеческого поведения.
Рассматривается соотношение между наукой и религией, их конфликт и возможность взаимодействия. Исследуется проблема выражения смысла религиозных учений в языке. Определяются семантические особенности религиозного сознания и основные характеристики фидеистического отношения к слову. Разбирается специфика коммуникации в мифолого-религиозной практике.
Рассматривается современная философия религии. Вскрываются тенденции развития философской теологии и философского религиоведения, разбираются их основные направления и разновидности. Рассматривается специфика деривативной и нормативной теологии, определяется теоретический статус богословского знания. Выявляется специфика катафатического и апофатического методов в теологии. Анализируется история становления российской школы философии религии (концепции В.Д. Кудрявцева-Платонова,
В.С.Соловьёва, А.И.Введенского, С.Л.Франка, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева).