БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Цель курса познакомить студентов с археологическими свидетельствами библейской истории, историей их открытия и изучения.

Необходимость изучения данного курса будущими теологами диктуется следующими обстоятельствами.

Минимум знаний о закономерностях происхождения и развития мировой цивилизации необходим любому человеку для формирования правильной мировоззренческой позиции. Изучение библейской археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные проблемы мировой истории, формирует представление о единстве человечества и мировой культуры, об изначальных корнях мировой культуры.

Библейская археология является частью общей археологии. Таким образом, курс библейской археологии призван сформировать конкретные знания в области методологии научного поиска, представление о навыках археологического исследования и его процедуре.

Реализуемая на отделении теологии специализация по православной теологии предусматривает углубленное изучение библейской истории, как основания православной духовной традиции.

Представители богословской науки проявляют вполне оправданный интерес к проблемам, связанным с изучением библейских древностей, поскольку именно материальные свидетельства предоставляют широкие возможности для апологетики. Родственной областью знаний, о которой необходимо сказать в этой связи, является естественнонаучная апологетика, поднимающая вопросы о происхождении Вселенной, живой и неживой природы. Методологические подходы, связанные с определением хронологических и географических рамок в отношении к проблеме происхождения человека и развития цивилизации, в конечном итоге, предопределяют формирование эволюционистской или креационистской мировоззренческой позиции.

Еще один очень важный и интересный аспект учебной дисциплины “Библейская археология” – это сама история открытия и изучения древностей Святой Земли, связанная с именами гениальных ученых и подвижников Церкви. Конечным результатом исследования в археологии является реконструкция исторических процессов, объектов и фактов. Конечно же, история, связанная с изучением библейских свидетельств, не могла не сопровождаться яркими научными и мистическими озарениями, догадками, открытиями.

Курс библейской археологии и древнейшей истории Святой Земли предполагает рассмотрение археологии Святой Земли с ранней древности и в тех очертаниях, в каких она была дана по обетованию. Речь идет о Палестине с прилегающей частью Сирии и участком суши до Евфрата, у его поворота на Восток. Затрагиваются и ближайшие окрестности Святой Земли: с севера – Ливан и Сирия, часть Ирака, Иордания и Синайский полуостров.

Это древнейшая история, основанная на данных материальной культуры, но история не только избранного народа, поскольку она начинается достаточно поздно, но и более ранняя, начиная со времен потомков Ноя: Сима, Хама, Иафета. В курсе библейской археологии рассмотрена древнейшая и древняя история Святой Земли, и шире, история семитоязычных народов (западной, и, в меньшей степени, восточной их группы), затем древних евреев, т.е. история того населения, среди которого жили праведники, и в котором сохранялась монотеистическая религия.

Особый интерес представляет облик древних обществ в эпоху докерамического неолита в Святой Земле и на среднем Евфрате (9–7 тыс. до Р.Х.), раскопки в Иерихоне, которые многое перевернули в представлениях о древнейшей истории.

В период керамического неолита (6-5 тыс. до Р.Х) сходные процессы происходили на территории всей Плодородной Дуги, важнейшую часть которой составляют Святая Земля, Сирия, Верхняя и Средняя Месопотамия (до бассейна р. Хабур на юге). В учебном курсе затронуты и более общие сюжеты – Передняя Азия вокруг Святой Земли; история неолитического населения Малой Азии, Двуречья и Египта.

Далее рассматриваются археологические свидетельства эпохи энеолита или меднокаменного века (4 тыс. до Р.Х.) в Святой Земле, Ливане, Сирии.

Курс библейской археологии соотносится с историей Ветхого Завета (эпоха средней бронзы – с историей патриархов, эпоха поздней бронзы – с историей избранного народа и его ближайших соседей).

Следующий раздел курса посвящен истории избранного народа по данным археологии в раннем железном веке, т.е. конце XIII – конце XI вв. Это эпоха Судей, эпоха царей Единого царства, эпоха Разделенных царств и их падения. Это уже развитый железный век.

Следующий сюжет – еврейский народ во времена античности. Здесь идет речь о древних греках в Восточном Средиземноморье, их культуре, их религиозно-мистическом опыте, подготовившем преимущественное (в первые века после Р.Х.) восприятие именно греками учения Христа.

Последняя большая тема – Святая земля в эпоху Эллинизма и Римского владычества перед Р.Х. Она посвящена археологии и истории тех мест, которые в данный период не являлись цивилизационными центрами, но где, тем не менее, оказался центр мирового исторического процесса. Восточные провинции Римской империи - родина христианства.