РЕЛИГИЯ И МЕДИЦИНА

Цель курса "Религия и медицина" – познакомить студентов с историей влияния религиозных представлений на формирование медицинской науки; раскрыть современные проблемы прикладной этики и способы их решения в аспекте традиционных конфессиональных направлений.

Необходимость изучения данного курса будущими религиоведами диктуется следующими обстоятельствами.

Многие серьезные проблемы, стоящие сегодня перед российским обществом, относятся к области душевного и физического здоровья людей и непосредственно затрагивают духовно-нравственную сферу. Это демографический кризис, наркомания и алкоголизм, резкое снижение уровня половой морали, повышение невротизации общества, распространение новых биомедицинских технологий, повышение активности “медицинских” и оккультных сект, претендующих на оказание психологической и медицинской помощи населению и т.д. Профессиональная деятельность будущих религиоведов будет сопряжена как с научно-исследовательской работой в области религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации, так и с духовным просвещением и нравственным воспитанием, а также с экспертно-консультационной деятельностью. Поэтому они должны обладать необходимым объемом знаний в области биомедицины в аспекте ее соотнесенности с религиозно-нравственной проблематикой.

Минимум знаний в области биоэтики необходим любому человеку, поскольку и ему самому, и его родным и близким, так или иначе, приходится вступать в контакты с системой здравоохранения, включая, прежде всего, медицинское обслуживание. Это значит, что для студента, который готовится к научной или педагогической деятельности, специальная подготовка в области этико-правовых проблем медицинской науки и практики является более чем желанной – необходимой. Правовое регулирование взаимоотношений между людьми очень тесно переплетено с регулированием морально-этическим. Во-первых, наиболее значимые моральные нормы обычно получают юридическое закрепление, и их нарушение влечет за собой не только неодобрение и порицание со стороны окружающих, но и ответственность перед законом. Во-вторых, законодательные акты действенны лишь в тех случаях, когда они соответствуют моральному сознанию общества, одобряются им.

Необходимо отметить также и то, что сегодня в России вопросы охраны здоровья выходят (как это имеет место практически во всех странах мира) на приоритетное место в политической жизни. Такие темы, как пропорция ресурсов, выделяемых на сферу здравоохранения, или критерии социальной справедливости в распределении медицинских услуг, их доступность, уже становятся - и чем дальше, тем больше будут становиться - полем весьма острых политических дискуссий. В этой связи особо следует отметить то, что одним из главных импульсов возникновения и развития биоэтики является стремление защитить права человека, в особенности в таких областях, как повседневная практика здравоохранения и биомедицинские исследования.

Различным религиозным системам, включая мировые религии, в условиях взрывного pocтa биомедицины, приходится вырабатывать и уточнять свои позиции по целому ряду биомедицинских вопросов. До каких пределов следует проводить жизнеподдерживающее лечение, и при каких условиях его можно приостанавливать? Возможны ли (и если да, то в какой мере) эксперименты на человеческих эмбрионах? Может ли тело умершего человека использоваться в качестве источника органов и тканей для улучшения здоровья или спасения жизни людей? Допустимо ли человеку самому брать на себя решение о том, чтобы подвести черту под собственной жизнью? Все эти и многие другие вопросы, рассматриваемые биоэтикой, вызывают острейшие дискуссии, в ходе которых затрагиваются кардинальные для любого мировоззрения темы. Обоснование тех или иных подходов к решению подобных вопросов оказывается сегодня в центре религиозно-нравственных размышлений и исканий, призванных ориентировать человека в нашем бурно меняющемся мире.

Родственной областью знаний, о которой необходимо сказать в этой связи, является философия. Этика, которая исторически понималась как практическая философия, то есть, прежде всего, как обоснование морального выбора и критерия нравственной оценки человеческих деяний, получила в проблемах, порождаемых современной биомедициной, мощный импульс для своего развития. И вообще неслучайны совместные усилия религиоведов, философов, биологов и медиков в решении проблем биоэтики.

Эти проблемы во многом определяют и облик современной философии науки, поскольку ей все чаще приходится иметь дело, в частности, с такой проблемой, как соотношение науки и нравственности. Биомедицинские исследования и эксперименты на людях и животных и ограничение риска для испытуемых при их проведении, возможность генетического вмешательства в наследственность, затрагивающее права и интересы не только ныне живущих, но и последующих поколений людей, моральная обоснованность вторжения исследователей в психику человека с целью ее биохимической или физиологической модификации - таковы лишь некоторые аспекты этой проблемы.

Под влиянием успехов биомедицины приходится заново переосмысливать ряд традиционных философских вопросов. Что такое человек? Как определить человеческую личность и человеческое существо? Что является исходным для этих определений - телесная природа человека либо же его сознание, его духовные качества? Где грань, отделяющая живое человеческое существо от неживого? На протяжении веков богословы и философы были заняты поисками ответов на эти вопросы, и особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что ныне те или иные ответы на них не остаются в сфере абстрактной мысли, а определяют реальные решения и действия людей в самых критических жизненных ситуациях.

Курс “Религия и медицина” включает историографический экскурс, где рассматриваются религиозные, культурологические, социальные и естественнонаучные предпосылки формирования медицинской этики.

В рамках курса проводится анализ новых медицинских технологий в аспекте вероучительных и нравоучительных истин мировых религий, которые выражены в конфессиональных концепциях социального развития. В связи с этим рассматриваются: традиция врачебной клятвы, возможности религиозно-этического осмысления болезни и труда врача, медико-биохимическое обоснование церковных постов и анализ лечебного голодания, медицинские проявления влияния на организм человека экстрасенсорных методов лечения, проблемы духовной, медицинской и психической безопасности населения. Студенты знакомятся с представленными в светской и религиозной мысли подходами к проблемам абортов, генной инженерии, искусственного зачатия, “суррогатного материнства”, гомосексуализма, трансплантологии.

В условиях значительного роста нетрадиционных религиозных движений будущим религиоведам, безусловно, необходимо иметь представление о психологических аспектах сектантства, т.е. понимать, что, с одной стороны, духовное нездоровье является объективным фактором, способствующим вовлечению в секту, а с другой стороны, психическое расстройство – закономерный результат манипулирования человеческим сознанием. Специалисты-религиоведы должны владеть элементарными приемами психологической помощи лицам, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект, и их родственникам.