НАУКА И РЕЛИГИЯ
Цель курса – подготовка специалистов-религиоведов, способных ставить и на современном уровне решать ключевые проблемы взаимоотношения религии и науки.
Курс включает два раздела, первый из которых посвящен истории взаимодействия науки и религии, а во втором рассматриваются современные проблемы взаимодействия науки и религии.
В рамках курса анализируются своеобразие и взаимосвязь научных, философских и религиозных подходов в решении мировоззренческих проблем.
Курс “Наука и религия” дает возможность познакомиться с различными типами соотношения науки и религии, характерными для культур Запада и Востока, а также для сторонников атеистического мировоззрения.
Как решается проблема происхождения жизни и возникновения человека в религиозном и атеистическом мировоззрении? Как могут восприниматься современные научные представления о материи, времени, энергии и пространстве в свете атеистического и религиозного мировоззрений? Каковы представления науки и религии о существовании души человека? Что такое чудо с точки зрения науки и религии? Студенты изучают различные ответы на эти и многие другие важнейшие вопросы и сами делают мировоззренческий выбор.
Прослеживается история развития научного знания и взаимосвязь научных представлений с социальной, экономической и политической обстановкой, начиная с того времени, когда в Египте, Вавилоне, Греции в непосредственной связи с мифологическими и религиозными представлениями возникают древнейшие научные дисциплины: математика, астрономия, медицина, география.
Естественные науки являются составной частью духовной культуры человечества. Появление и развитие науки связано со стремлением человека понять окружающий мир и свое место в нем. Поэтому вопрос о существовании разумного Творца и о Его взаимоотношениях с человеком, как особой частью творения, является одним из основных в мировоззрении.
Историки культуры совсем не случайно связывают появление и развитие современной науки с христианством. Вера в единого Творца позволила дать определенный ответ на вопрос о происхождении человека и вселенной. Однако, о науке, как самостоятельном элементе культуры, можно говорить, лишь начиная с XVII века. В это время культура подошла к рубежу качественных перемен, когда научный метод познания обрел в глазах людей самостоятельную ценность, стал влиять на все стороны духовной деятельности, а впоследствии даже определять господствующую модель мышления.
Наиболее характерной чертой современного естествознания является интеграция наук. Это связано со стремлением людей получить целостное представление об окружающем мире. С точки зрения религиозного мировоззрения, поиск единства в объектах и явлениях природы отражает вечную ностальгию людей по связи с Творцом, как центром вселенной. Действие в природе универсальных законов, с религиозной точки зрения, служит свидетельством существования разумного Творца. Для атеистического мировоззрения характерен эволюционный взгляд на мир, где вопрос о единстве решается на основе допущений о способности самой материи к самоорганизации от простейших неорганических элементов к сложнейшим живым организмам, их эволюции от простейших материальных элементов к высокоорганизованным формам живых существ.
Таким образом, проблематика курса раскрывает место и значение науки и религии в системе культуры, а также особенности представления знаний о человеке, обществе, мире в этих областях человеческой мысли. Студенты получают представление об основных закономерностях становления и развития религии, ее влиянии на научные представления. Рассматриваются религиозная и научная картины мира, реальные предпосылки возможных конфликтов науки и религии; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии с помощью данных наук.
Актуальность преподавания курса “Наука и религия” во многом обусловлена возникшей в последнее время проблемой “лженауки” (или “паранауки”), которая активно обсуждается в научной и философской литературе. Значительное внимание в курсе уделено проблемам научного метода. Сейчас в мире очень много идей и теорий, претендующих на статус научных, но в действительности таковыми не являющихся. Поэтому овладение основами научного метода помогает отличить научное знание от ненаучного. Предлагается научная интерпретация так называемых паранормальных явлений (НЛО, экстрасенсорики и т.д.).
Показана важность мировоззренческих позиций при принятии решений об истинности теоретического знания. Проводится сравнительный анализ теорий сотворения и эволюции, базирующихся на различных мировоззренческих представлениях ученых. Приводятся научные факты, подтверждающие истинность Библии, на доверии к которой основывается теория сотворения. Показаны моральные последствия выбора той или иной теории. Рассматривается отношение к религиозному мировоззрению таких деятелей науки, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн. Анализируется вопрос о соотношении веры и знания в составе мировоззрения.
Как бы высоко мы не оценивали науку, позволяющую понять величественную картину физической жизни вселенной и ее историю, тем не менее, многих людей еще больше волнуют религиозные прозрения, которые позволяют увидеть божественный Разум и Волю, лежащие за пределами того, что может раскрыть наука. Наука и богословие едины в убеждении, что существует некая Истина относительно природы вещей, которая может быть открыта и принята. Подобное единство особенно важно в наш постмодернистский век, ибо оно противостоит широко распространенному мнению, будто человеку доступны лишь различные взгляды, но не истина. Безусловно, наука и религия имеют дело с разными аспектами истины, относящейся к одному миру – миру человеческого опыта. Объект научного исследования – объективные явления, которые можно проверить экспериментальным путем, в то время как религия обращается к нетварной личностной реальности Бога, то есть месту встречи, где исследование должно уступить дорогу доверию, и где отклик человека заключается не только в понимании, но и в послушании. Тем не менее, наука и богословие являются интеллектуальными родственниками. Им есть, что сказать друг другу, и совместно они позволяют нам понять действительность значительно глубже, чем мы могли бы это сделать, оставаясь в рамках лишь одной из них.
Наука и богословие по-разному относятся к своему прошлому. Имея возможность вновь и вновь обращаться к своему материалу, наука покоряет территорию, над которой получает вечное владычество. Физическое явление может быть изучено настолько хорошо, что последующий пересмотр не понадобится. Знание здесь носит накопительный, а не замещающий характер. В результате даже посредственный ученый сегодня обладает гораздо более полным представлением о физическом мире, чем это было возможно для сэра Исаака Ньютона.
В богословии дело обстоит совершенно по-другому. Объект его изучения не открыт для манипуляций, и Он не может быть пойман в наши рациональные сети. Богослов XXI века не радуется возможным превосходством над богословами четвертого или шестнадцатого столетий. В самом деле, те ранние века могли иметь доступ к духовному опыту и прозрениям, которые истощены или даже потеряны в наше время.
Сегодня человечество нередко оказывается в ситуации, когда возможности науки и технологии вступают в противоречие с требованиями нравственности. Именно об этом свидетельствуют эксперименты по клонированию человека или по созданию различных видов оружия массового поражения. Поэтому в курсе уделяется внимание и такой проблеме, как соотношение науки и нравственности в современной культуре.
По завершении обучения дисциплине “Наука и религия” студент должен: