НАУКА И РЕЛИГИЯ
Цель курса – подготовка специалистов-теологов, способных ставить и на современном уровне решать ключевые проблемы взаимоотношения религии и науки.
Курс “Наука и религия” занимает особое место в теологической подготовке, поскольку соответствующие вопросы ставились еще два тысячелетия назад христианскими апологетами. В рамках курса рассматриваются своеобразие и взаимосвязь научных, философских и религиозных подходов в решении мировоззренческих проблем.
Материал курса “Наука и религия”, читаемого теологам, в значительной степени совпадает с проблематикой основного богословия. Здесь рассматриваются вопросы о происхождении религии, о соотношении веры и разума, о бессмертии души, анализируются доказательства бытия Бога, известные из истории мысли. Подвергаются критическому рассмотрению такие мировоззренческие системы, как деизм, пантеизм, нигилизм, атеизм.
В разделе “Происхождение мира: согласование библейского взгляда и научных подходов” рассматривается вопрос о соответствии “шестоднева” положениям современных наук: физики, геологии, биологии.
Раздел “Исторические науки и богословие” посвящен проблеме согласования исторических наук с религиозным учением. Здесь дается понятие об исторической апологетике, анализируются свидетельства об историчности ветхозаветных и евангельских событий.
В рамках курса рассматривается своеобразие и взаимосвязь научных, философских и религиозных подходов в решении фундаментальных мировоззренческих проблем.
Как решается проблема происхождения жизни и возникновения человека в религиозном и атеистическом мировоззрении? Как могут восприниматься современные научные представления о материи, времени, энергии и пространстве в свете атеистического и религиозного мировоззрений? Каковы представления науки и религии о существовании души человека? Что такое чудо с точки зрения науки и религии? Студенты изучают различные ответы на эти и многие другие важнейшие вопросы, учатся аргументировано выражать и обосновывать свой мировоззренческий выбор.
Наиболее характерной чертой современного естествознания является интеграция наук. Это связано со стремлением людей получить целостное представление об окружающем мире. С точки зрения религиозного мировоззрения, поиск единства в объектах и явлениях природы отражает вечную ностальгию людей по связи с Творцом, как центром вселенной. Действие в природе универсальных законов, с религиозной точки зрения, служит свидетельством существования разумного Творца. Для атеистического мировоззрения характерен эволюционный взгляд на мир, где вопрос о единстве решается на основе допущений о способности самой материи к самоорганизации от простейших неорганических элементов к сложнейшим живым организмам, их эволюции от простейших материальных элементов к высокоорганизованным формам живых существ.
Таким образом, проблематика курса раскрывает место и значение науки и религии в системе культуры, а также особенности представления знаний о человеке, обществе, мире в этих областях человеческой мысли. Студенты получают представление об основных закономерностях становления и развития религии, ее влиянии на научные представления. Рассматриваются религиозная и научная картины мира, реальные предпосылки возможных конфликтов науки и религии; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии с помощью данных наук.
Актуальность преподавания курса “Наука и религия” во многом обусловлена возникшей в последнее время проблемой “лженауки” (или “паранауки”), которая активно обсуждается в научной и философской литературе. Значительное внимание в курсе уделено проблемам научного метода. Сейчас в мире очень много идей и теорий, претендующих на статус научных, но в действительности таковыми не являющихся. Поэтому овладение основами научного метода помогает отличить научное знание от ненаучного. Предлагается научная интерпретация так называемых паранормальных явлений (НЛО, экстрасенсорики и т.д.).
Показана важность мировоззренческих позиций при принятии решений об истинности теоретического знания. Проводится сравнительный анализ теорий сотворения и эволюции, базирующихся на различных мировоззренческих представлениях ученых. Приводятся научные факты, подтверждающие истинность Библии, на доверии к которой основывается теория сотворения. Показаны моральные последствия выбора той или иной теории. Рассматривается отношение к религиозному мировоззрению таких деятелей науки, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн.
Как бы высоко мы не оценивали науку, позволяющую понять величественную картину физической жизни вселенной и ее историю, тем не менее, многих людей еще больше волнуют религиозные прозрения, которые позволяют увидеть божественный Разум и Волю, лежащие за пределами того, что может раскрыть наука. Наука и богословие едины в убеждении, что существует некая Истина относительно природы вещей, которая может быть открыта и принята. Подобное единство особенно важно в наш постмодернистский век, ибо оно противостоит широко распространенному мнению, будто человеку доступны лишь различные взгляды, но не истина. Безусловно, наука и религия имеют дело с разными аспектами истины, относящейся к одному миру – миру человеческого опыта. Объект научного исследования – объективные явления, которые можно проверить экспериментальным путем, в то время как религия обращается к нетварной личностной реальности Бога, то есть месту встречи, где исследование должно уступить дорогу доверию, и где отклик человека заключается не только в понимании, но и в послушании. Тем не менее, наука и богословие являются интеллектуальными родственниками. Им есть, что сказать друг другу, и совместно они позволяют нам понять действительность значительно глубже, чем мы могли бы это сделать, оставаясь в рамках лишь одной из них.
Множество образованных людей смотрят на религию одновременно с некоторой смутной надеждой и с опасением. Они хотели бы какой-то веры, но чувствуют, что должны будут принять условия, которые равнозначны интеллектуальному самоубийству. Они не могут ни принять идею Бога, ни отвергнуть ее. Но в реальности вера поддается рациональному объяснению. Верующим людям не нужно отказываться от разума, им не требуется делать выбор между древней верой и современным знанием. Они могут придерживаться и того и другого. Откровение не есть предъявление неизменяемых догм для бездумного принятия на веру. Напротив, это рассказ о вполне понятных событиях или людях, в которых наиболее явно заметна воля Бога и Его присутствие. Один из современных богословов предложил следующую аналогию. Законы химии работают всегда, но их природа наиболее ясно может быть понята из правильно подобранных и разработанных мероприятий, которые мы называем экспериментами. Бог всегда присутствует и действует в мире, но, может быть, наиболее ясно Он виден в событиях, которые иудео-христианская традиция называет историей спасения. Символ Веры не есть требование интеллектуальной капитуляции для принятия не обсуждаемых утверждений. Напротив, он представляет собой краткое изложение прозрений и жизненного опыта, накопленного веками становления церковной истории. Если мы будем игнорировать этот опыт, мы поступим так же глупо, как поступили в свое время некоторые знаменитые ученые, отказавшись взглянуть в телескоп Галилея.
Богословие и наука оставляют многие важные вопросы далекими от полного разрешения. Многие из этих вопросов связаны с тайной человеческой личности. Мы не должны быть удивлены, обнаружив, что божественная природа выше нашего понимания. Признать эти ограничения – не значит отказаться от задачи, просто надо быть реалистами и не ожидать слишком больших успехов в самом начале пути.
Наука и богословие по-разному относятся к своему прошлому. Знание в науке носит накопительный, а не замещающий характер. В результате даже посредственный ученый сегодня обладает гораздо более полным представлением о физическом мире, чем это было возможно для сэра Исаака Ньютона. В богословии дело обстоит совершенно по-другому. Богослов XXI века не радуется возможным превосходством над богословами четвертого или шестнадцатого столетий. В самом деле, те ранние века могли иметь доступ к духовному опыту и прозрениям, которые истощены или даже потеряны в наше время.
Вероятно, наше время предлагает свои собственные возможности и пути познания. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что мы живем в условиях согласия между нашим возросшим пониманием истории и структуры физического мира и богословскими взглядами на творение. Тем не менее, мы должны поддерживать диалог с прошлым для преодоления ограничений, присущих настоящему. Время показывает, до какой степени традиционное христианство может выдержать критическое испытание веками науки.
По завершении обучения дисциплине “Наука и религия” студент должен: