ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПАТРИСТИКА

Цель курса – духовная и аналитическая ориентация студентов в сфере христианской письменности и литературного творчества отцов Церкви, изучение и понимание религиозных, философских, филологических проблем и аспектов христианской письменности, приобретение навыков углубленного прочтения духовной литературы.

Разрешение этих вопросов предполагает понимание различия между “светской” (мирской) и религиозной литературой, умение видеть и находить точки их соприкосновения и противостояния. Для этого преподавание курса “История христианской письменности и патристика” предусматривает широкую ориентацию студентов как в историческом, так и в социально-культурном аспектах каждой рассматриваемой эпохи.

Среди прочих теологических дисциплин патристикой (или патрологией) называется дисциплина, занимающаяся изучением творений святых отцов Церкви, чьи имена и учения прочно вошли в Православное Предание. Многие имена отцов Церкви известны, к примеру, из курса истории философии; это Василий Великий и Григорий Нисский, это Бл. Августин, Дионисий Арепагит, Григорий Палама.

Неотъемлемой и неизбежной частью христианской мысли являются такие личности, как, например, Ориген, великий христианский мыслитель и богослов. Хотя отдельные положения учения Оригена и были осуждены Церковью, но без знания его воззрений невозможно понять логику развития христианского богословия первых пяти веков, так как его идеи лежат в основе всех основных течений восточной Православной мысли того времени.

Понятие “святые отцы Церкви” неотделимо от понятия Церковного Предания, которое необходимо связано с понятиями авторитета и отбора: у христиан один Учитель – Христос, но Его учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земного служения. Получается, что всё содержание христианской веры мы черпаем как бы “из вторых рук”.

Отцами Церкви считаются такие личности, такие учители и писатели, в которых Церковь единодушно признаёт авторитетных свидетелей, т.е. людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину.

В свете Православное понимания Божественное Откровение не может быть ограничено св. Писанием, а св. Предание не ограничивается никакими хронологическими рамками.

Основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера, ибо Церковь определяет себя как апостольскую, а не святоотеческую. Потому св. отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Такой человек ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы, ответить на вопросы, противостоять заблуждениям. Чёткая “юридическая” формулировка в таком случае невозможна: вся Церковь, всё предание служат здесь критерием. Таковое отсутствие чётких определений в каком-то смысле представляет большое неудобство: люди любят, чтобы их направляли, ими руководили, указывали, как поступать и что думать.

Отцы Церкви жили в конкретной исторической и культурной обстановке, и их писания были ответами на определённые вопросы, адресованные конкретным лицам. Всё это имеет огромное значение для правильного понимания святоотеческих творений. Для того, чтобы действительно проникнуть в мир св. отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас – носителей иного менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, необходимо воспринимать творения отцов Церкви в историческом контексте.

История неразрывно связана с Преданием, однако между ними следует проводить различие. И, конечно же, нельзя отождествлять святоотеческую литературу с историей христианской литературы поскольку, например, в раннехристианский период существовало множество апокрифических писаний, которые не считаются и не являются боговдохновенными, и которые, тем не менее, представляют определённую ценность для исследователей раннего христианства.

То же самое можно сказать о сочинениях, причисленных к еретическим. Ведь в падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже “имеют право” на заблуждения. Еретические утверждения можно при желании отыскать почти у любого св. отца. Однако не существует такого явления, как полный и абсолютный еретик (за исключением, конечно, самого противостоящего Богу – диавола).

Отцы Церкви писали в основном по-гречески, по-латыни, а также на сирийском языке (вспомним Ефрема Сирина с его Великопостной молитвой).

Итак, на протяжении двух семестров, основываясь на творениях и жизнеописаниях авторов святоотеческой христианской литературы мы изучим историю патристики, познакомимся с мужами апостольскими и их творениями, обратимся к раннехристианским апологетам, узнаем об отношении раннехристианской мысли к эллинистической культуре; будем говорить о внутрицерковных расколах и борьбе с ними, увидим, как возникала христианская наука и философия. Далее – окунёмся в “золотой век” святоотеческой письменности, приведшей к вершине этого “века” - каппадокийскому синтезу. Узнаем о заблуждениях Оригена и Бл. Августина, погрузимся в христологическое споры; вслед за преп. Иоанном Дамаскиным выступим “против порицающих иконы”; с патриархом Фотием обратимся к опровержению filioque, а со свт. Григорием Паламой выступив “В защиту священнобезмолвствующих”, уясним суть исихазма.

Всему этому будут способствовать семинарские занятия, на которых студенты научаются - в рамках означенного курса – самостоятельно “мыслить и мочь”.

Преподавание курса тесно связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом: это история древней христианской церкви, догматическое богословие, нравственное богословие, религиозная философия, христианство и русская литература, каноническое право и т.д. Преподавание курса учитывает содержание этих, сопричастных нашему курсу дисциплин.

По завершении обучения дисциплине “История христианской письменности и патристика” студент должен и сможет