ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Цель курса – духовная и аналитическая ориентация в сфере взаимодействия религиозного и нерелигиозного сознаний, изучение и понимание аргументов и концепций противоположных воззрений.
Изучение курса предполагает постановку таких кардинальных вопросов, как: возможность диалога, необходимость диалога, целесообразность диалога, полезность диалога.
Рассмотрение этих вопросов предполагает, в свою очередь, знание и понимание таких проблем, как: понятие мировоззрения, исторические типы мировоззрений, особенности решений основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях, основные черты религиозных мировоззрений, Бог абсолютной религии как высший тип объяснения всего сущего, анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия (или небытия) Бога, основание диалога на обыденном и теоретическом (научном, философском, богословском) уровнях.
Диалог (и противостояние) мировоззрений должен быть понимаем (кроме религиозного) в историческом аспекте. Поэтому преподавание курса предполагает широкую ориентацию студентов как в историческом, так и в культурном аспектах определенной эпохи и современности. Проблематика курса рассматривается на материале и в контексте различных религиозно-философских и литературно-художественных концепций.
Курс рассчитан на два семестра. На лекциях и семинарах – в русле предлагаемой дисциплины – будут осмыслены такие, к примеру, понятия, как страх (в онтологическом, этическом, эстетическом, психологическом, философском и религиозном аспектах), Логос как Слово осмысленное и действенное и как Смысл, явленный словесно.
На конкретном примере позднего мировоззрения Л.Толстого рассмотрим “гуманистический” взгляд на религию и Церковь, а также отношение религиозного и нерелигиозного сознания к проблеме и феномену чуда (“Чудо как научный нонсенс и фундаментальный вопрос религиозного сознания”).
Необходимо коснёмся такого распространённого в современном сознании явления, как христианство без Христа и связанной с этим явлением проблематики греха и свободы (прав ли был Сократ, считавший, что “никто не грешит добровольно”?)
На лекциях и семинарах попытаемся проследить долженствующий путь от фрагментарности “научного” восприятия мира к единству и целостности мировосприятия религиозного, и в контексте этой проблематики сопоставим теорию “большого взрыва” и Библейскую концепцию Сотворения мира.
Далее попытаемся выяснить, религиозен ли “религиозный экуменизм” и был ли, к примеру, Ч. Дарвин дарвинистом.
Также необходимо коснёмся проблематики религиозности и нерелигиозности календарных стилей – Юлианского и Григорианского и попытаемся понять, куда ведут календарные реформы, если иметь в виду, что “человек есть мера Божественного времени”.
Более глубокому уразумению проблематики диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений на протяжении всего курса нам будет помогать “Таблица умножения и делания возможностей” (см. ниже), схематически исходящая от триады “цивилизация – культура – религия” (“Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет”, - И.В.Гете).
Курс “Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений” тесно связан с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом: это религиозная философия, история свободомыслия, история религии, религиозная этика, религиозная антропология, психология религии, феноменология религии, религиозно-философская проблематика в русской литературе, культурология, политология и т.д. Преподавание курса учитывает содержание сопричастных данному курсу дисциплин.
По завершении курса “Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений” студент должен и сможет
Приложение
Таблица умножения и деления возможностей
…Ибо человек слаб и слишком свободен
в интеллектуальном выборе между добром и злом,
который предоставляет ему Создатель.
(Соблазнитель же, заметим,
не оставляет человеку никакого выбора).
“Не философические письма”
I |
II |
III |
|
1
|
“Отверженные” (Мф.22.13; 2-я Царств,14.14) |
“ Званые”(Мф.22.5,14) |
“Избранные” (Мф.22.14) |
2 |
Цивилизация (“огороженность”) |
Культура (“возделывание”) |
Религия (“вос-связь”) |
3 |
“Домовное строение” |
“Мирское строение” |
“Духовное (“космическое”) строение” |
4 |
Гедонизм (наслаждение) |
“Разумный” эпикуреизм (удовольствие) |
Сотериология (блаженство) |
5 |
Царство Божие на земле |
“Упакованность” миром |
Царство Божие на Небе |
6 |
Вавилонская башня |
“Бегущая дорожка” прогресса |
Лествица духовная |
7 |
Индивидуализм (“Я”) |
Сообщество (“Я”+ “Мы”) |
Соборность (“Я” + “Мы” + “Бог”) |
8 |
Замкнутость (неверие) |
Притвор (доверие- недоверие) |
Открытость (вера) |
9 |
Бунт |
Стоическая индифферентность |
Смирение |
10 |
Беззаконие |
Закон |
Благодать |
11 |
Информация |
Знания |
Мудрость |
12 |
Польза |
Польза+красота |
Красота “бесполезная” |
13 |
Обмен |
Дар |
Жертва |
14 |
Рабство |
Наёмничество |
Сыновство (свобода) |
15 |
Страх |
Плата или удовольствие |
Со-весть (любовь) |
16 |
Страх животный (инстинкт) |
Страх умственный (душевный) |
Страх Божий (отсутствие страха) |
17 |
Тело (плоть, пол) |
Душа |
Дух |
18 |
Чрево |
Ум |
Сердце |
19 |
Грехи раздражительные (против ближних) |
Грехи вожделевательные (против себя) |
Грехи мыслительные (против Бога) |
20 |
Рефлексия эмпирическая (чувственность) |
Рефлексия философическая (мудрствования) |
Рефлексия духовная (молитва) |
21 |
Мнение |
Суждение |
Вера |
22 |
Центробежность духовная
|
Равновесность душевная “…ни холоден, ни горяч” (Откровение, 3.15) |
Центростремительность духовная |
23 |
Расщепление Целостности |
Мозаичность сознания |
Стяжание Целостности |
24 |
Небытие (иллюзия существования) |
Бытие (время) |
“Пакибытие” (вечность) |
25 |
Утопизм (доля, участь) |
Выбор (путь) |
Эсхатология (Страшный Суд) |
26 |
Фантазия (мечта) |
Воображение |
Истина (то, что есть) |
27 |
Эстетическая материя |
Эстетический образ |
Духовный первообраз |
28 |
Плоскость (чертёж) |
Прямая перспектива (живопись) |
Обратная перспектива (икона) |
29 |
Литература “бульварная” |
Литература “светская” |
Литература духовная |
30 |
Фольклор: нижний иной мир (преисподняя) |
Фольклор: средний мир (“свой”, “живой”) |
Фольклор: верхний иной мир (небесный) |
31 |
Вертикаль креста – вниз |
Горизонталь креста (перекрестье) |
Вертикаль креста – ввысь |
32 |
Исторический аспект ( Священного Писания) |
Нравственно- художественный аспект (Священного Писания) |
Мистический аспект (Священного Писания) |
33 |
Секрет |
Загадка |
Тайна |
34 |
Тьма |
Сумерки (“сфумато”) |
Свет |
35 |
Наказание |
Вразумление |
Прощение |
36 |
Смерть |
Жизнь (земная) |
Рождение |
Семена упали при дороге – птицы склевали (человек слышит Слово Божие, но не понимает, не вбирает в себя: дьявол застит). |
Семена упали на каменистую почву – проросли неглубоко и засохли; упали среди терниев - трава заглушила всходы (человек слышит и приемлет Слово с радостью, но не укореняется: выжить! Слышит, приемлет, но суетная многозаботливость – устремлённость к богатству, к власти, суемудрие и праздномыслие – гасят первоначальный порыв).
|
Семена упали на благодатную почву (человек слышит, приемлет Слово, укореняется в Боге). |