ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

Цель курса – духовная и аналитическая ориентация в сфере взаимодействия религиозного и нерелигиозного сознаний, изучение и понимание аргументов и концепций противоположных воззрений.

Изучение курса предполагает постановку таких кардинальных вопросов, как: возможность диалога, необходимость диалога, целесообразность диалога, полезность диалога.

Рассмотрение этих вопросов предполагает, в свою очередь, знание и понимание таких проблем, как: понятие мировоззрения, исторические типы мировоззрений, особенности решений основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях, основные черты религиозных мировоззрений, Бог абсолютной религии как высший тип объяснения всего сущего, анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия (или небытия) Бога, основание диалога на обыденном и теоретическом (научном, философском, богословском) уровнях.

Диалог (и противостояние) мировоззрений должен быть понимаем (кроме религиозного) в историческом аспекте. Поэтому преподавание курса предполагает широкую ориентацию студентов как в историческом, так и в культурном аспектах определенной эпохи и современности. Проблематика курса рассматривается на материале и в контексте различных религиозно-философских и литературно-художественных концепций.

Курс рассчитан на два семестра. На лекциях и семинарах – в русле предлагаемой дисциплины – будут осмыслены такие, к примеру, понятия, как страх (в онтологическом, этическом, эстетическом, психологическом, философском и религиозном аспектах), Логос как Слово осмысленное и действенное и как Смысл, явленный словесно.

На конкретном примере позднего мировоззрения Л.Толстого рассмотрим “гуманистический” взгляд на религию и Церковь, а также отношение религиозного и нерелигиозного сознания к проблеме и феномену чуда (“Чудо как научный нонсенс и фундаментальный вопрос религиозного сознания”).

Необходимо коснёмся такого распространённого в современном сознании явления, как христианство без Христа и связанной с этим явлением проблематики греха и свободы (прав ли был Сократ, считавший, что “никто не грешит добровольно”?)

На лекциях и семинарах попытаемся проследить долженствующий путь от фрагментарности “научного” восприятия мира к единству и целостности мировосприятия религиозного, и в контексте этой проблематики сопоставим теорию “большого взрыва” и Библейскую концепцию Сотворения мира.

Далее попытаемся выяснить, религиозен ли “религиозный экуменизм” и был ли, к примеру, Ч. Дарвин дарвинистом.

Также необходимо коснёмся проблематики религиозности и нерелигиозности календарных стилей – Юлианского и Григорианского и попытаемся понять, куда ведут календарные реформы, если иметь в виду, что “человек есть мера Божественного времени”.

Более глубокому уразумению проблематики диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений на протяжении всего курса нам будет помогать “Таблица умножения и делания возможностей” (см. ниже), схематически исходящая от триады “цивилизация – культура – религия” (“Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет”, - И.В.Гете).

Курс “Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений” тесно связан с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом: это религиозная философия, история свободомыслия, история религии, религиозная этика, религиозная антропология, психология религии, феноменология религии, религиозно-философская проблематика в русской литературе, культурология, политология и т.д. Преподавание курса учитывает содержание сопричастных данному курсу дисциплин.

По завершении курса “Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений” студент должен и сможет

Приложение

Таблица умножения и деления возможностей

…Ибо человек слаб и слишком свободен

в интеллектуальном выборе между добром и злом,

который предоставляет ему Создатель.

(Соблазнитель же, заметим,

не оставляет человеку никакого выбора).

“Не философические письма”

 

I

II

III

1

“Отверженные”

(Мф.22.13;

2-я Царств,14.14)

Званые”

(Мф.22.5,14)

“Избранные”

(Мф.22.14)

2

Цивилизация

(“огороженность”)

Культура

(“возделывание”)

Религия

(“вос-связь”)

3

“Домовное строение”

“Мирское строение”

“Духовное (“космическое”)

строение”

4

Гедонизм

(наслаждение)

“Разумный” эпикуреизм

(удовольствие)

Сотериология

(блаженство)

5

Царство Божие

на земле

“Упакованность”

миром

Царство Божие

на Небе

6

Вавилонская башня

“Бегущая дорожка”

прогресса

Лествица духовная

7

Индивидуализм

(“Я”)

Сообщество

(“Я”+ “Мы”)

Соборность

(“Я” + “Мы” + “Бог”)

8

Замкнутость

(неверие)

Притвор

(доверие- недоверие)

Открытость

(вера)

9

Бунт

Стоическая

индифферентность

Смирение

10

Беззаконие

Закон

Благодать

11

Информация

Знания

Мудрость

12

Польза

Польза+красота

Красота “бесполезная”

13

Обмен

Дар

Жертва

14

Рабство

Наёмничество

Сыновство

(свобода)

15

Страх

Плата или удовольствие

Со-весть

(любовь)

16

Страх животный

(инстинкт)

Страх умственный

(душевный)

Страх Божий

(отсутствие страха)

17

Тело

(плоть, пол)

Душа

Дух

18

Чрево

Ум

Сердце

19

Грехи раздражительные

(против ближних)

Грехи вожделевательные

(против себя)

Грехи мыслительные

(против Бога)

20

Рефлексия эмпирическая

(чувственность)

Рефлексия философическая

(мудрствования)

Рефлексия духовная

(молитва)

21

Мнение

Суждение

Вера

22

Центробежность

духовная

Равновесность душевная

“…ни холоден, ни горяч”

(Откровение, 3.15)

Центростремительность

духовная

23

Расщепление Целостности

Мозаичность сознания

Стяжание Целостности

24

Небытие

(иллюзия существования)

Бытие

(время)

“Пакибытие”

(вечность)

25

Утопизм

(доля, участь)

Выбор

(путь)

Эсхатология

(Страшный Суд)

26

Фантазия

(мечта)

Воображение

Истина

(то, что есть)

27

Эстетическая материя

Эстетический образ

Духовный первообраз

28

Плоскость

(чертёж)

Прямая перспектива

(живопись)

Обратная перспектива

(икона)

29

Литература “бульварная”

Литература “светская”

Литература духовная

30

Фольклор:

нижний иной мир

(преисподняя)

Фольклор:

средний мир

(“свой”, “живой”)

Фольклор:

верхний иной мир

(небесный)

31

Вертикаль креста –

вниз

Горизонталь креста

(перекрестье)

Вертикаль креста –

ввысь

32

Исторический аспект

(Священного Писания)

Нравственно-

художественный аспект

(Священного Писания)

Мистический аспект

(Священного Писания)

33

Секрет

Загадка

Тайна

34

Тьма

Сумерки

(“сфумато”)

Свет

35

Наказание

Вразумление

Прощение

36

Смерть

Жизнь

(земная)

Рождение


Притча о сеятеле (Мф.13.3-9, 18-23)

Семена упали при дороге –

птицы склевали

(человек слышит Слово Божие,

но не понимает,

не вбирает в себя:

дьявол застит).

Семена упали на каменистую

почву – проросли неглубоко

и засохли; упали среди терниев

- трава заглушила всходы

(человек слышит и приемлет

Слово с радостью,

но не укореняется: выжить!

Слышит, приемлет,

но суетная многозаботливость –

устремлённость к богатству,

к власти,

суемудрие и праздномыслие –

гасят первоначальный порыв).

Семена упали на благодатную

почву

(человек слышит, приемлет

Слово, укореняется в Боге).