Кафедра теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета.
  Новости университета    Кафедра    Анонсы    Преподаватели    Концептуальные основы    Образование   

Библиотека | Наши студенты | Трудоустройство выпускников | Условия приема | Карта сайта

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ c


Статьи спонсоров


Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения

 

При выработке концепции развития кафедры и осуществления учебного процесса на отделении теологии и религиоведения преподаватели кафедры руководствуются существующими государственными образовательными стандартами по теологии и религиоведению, опираются на российский и мировой опыт богословского и религиоведческого образования, принимают во внимание религиозную ситуацию в России и мире, а также учитывают потребности Дальневосточного региона в специалистах по проблемам религиозной жизни. Теология и религиоведение имеют важное общенаучное и практическое значение. Теология является одной из фундаментальных классических областей научного знания, что подтверждается как историей науки, так и современной мировой научной практикой. Предметом теологии является исследование религиозного опыта во всех его конкретных проявлениях. Ее система, включающая в себя целый ряд дисциплин, существует с глубокой древности. Если считать начало христианской теологии с первых памятников, содержащих философски-богословское рассмотрение религиозного опыта, то ее возраст исчисляется девятнадцатью столетиями. Востребованность специалистов в области теологии подтверждается общемировой практикой. Теологические факультеты существуют в крупнейших государственных университетах Европы и в известнейших научных центрах Америки. Знаменитые теологические факультеты Страсбургского государственного университета (Франция), Оксфордского и Кембриджского государственных университетов (Великобритания) являются весьма древними. Теологические факультеты существуют в государственных университетах Германии, Австрии, Италии, Испании, Греции, Сербии, Румынии, Болгарии, Польши.

Богословская наука в России имеет давнюю и достойную историю. Эта история созидалась усилиями большого числа ученых мирового масштаба. В ряду крупнейших русских церковных историков и богословов святитель Филарет (Дроздов), митрополит Макарий (Булгаков), митрополит Евгений (Болховитинов), В.В. Болотов, протоиерей А. Горский, Е.Е. Голубинский, протоиерей Ф. Голубинский, архимандрит Киприан (Керн), В.О. Ключевский, А.В. Карташев, И.Е. Евсеев, А.И. Бриллиантов, А.П. Лебедев, А.А. Дмитриевский, Н.А. Скабалланович, И.Д. Мансветов, протопресвитер И. Мейендорф, протоиерей Г. Флоровский, А.П. Лопухин, Н.Н. Глубоковский, протоиерей С. Булгаков, священник П. Флоренский, В.Н. Лосский, протоиерей А. Шмеман и многие другие. Уничтожение богословия и торжество воинствующего атеизма в советский период отрицательно сказалось на всей сфере гуманитарных наук в России. Без знания религии невозможно всерьез говорить не только о научном изучении, но и об адекватном понимании истории, философии, литературы, искусства. Отсутствие развитой системы теологического образования препятствует интеграции отечественной науки в мировое научное пространство. Необходимость изменения ситуации осознают сегодня многие представители научной и творческой интеллигенции. Когда решался вопрос о введении специальности "Теология" в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, в пользу этого высказались Президент РАН, академик Ю.С. Осипов, Президент РАО, академик Н.Д. Никандров, Ректор МГУ, Председатель Союза ректоров России, академик В.А. Садовничий, целый ряд академиков РАН, в том числе Н.И. Толстой, Н.Н. Покровский, Б.В. Раушенбах, Т.М. Энеев. Плодотворность сотрудничества в области теологии между светскими и церковными специалистами подтверждается примером реализации крупнейшего научного проекта - издания многотомной Православной энциклопедии, в которой православное мировоззрение соединяется с последними достижениями гуманитарной науки и естественнонаучных знаний. Работа над ней осуществляется в рамках государственной программы. Из многих сотен ее авторов подавляющее большинство являются не клириками, а светскими людьми. Однако очень многих специалистов приходится искать за границей, т.к. в нашей стране из-за отсутствия теологического образования и научных исследований остро не хватает соответствующих кадров. Одним из важнейших условий преодоления застоя в отечественной гуманитаристике является возвращение в научный оборот величайшего наследия религиозной мысли. Теология и религиоведение имеют и практическое значение. Многие зарубежные социологи отмечают повышение значимости религиозных ценностей в современном обществе. По-следние годы отмечены неуклонным ростом интереса к религии и со стороны граждан России. Расширяется взаимодействие государства и традиционных конфессий. Эффективный межконфессиональный диалог является важным условием гражданского согласия. С другой стороны, сегодня мы становимся свидетелями широкого распространения фундаментализма (например, ваххабизма), религиозно-националистических и даже нацистских движений, беспрепятственно и быстро развивающихся по причине отсутствия масштабной государственной программы религиозного просвещения. Нередко естественная религиозная потребность из-за недостатка знаний приводит людей к оккультизму или в тоталитарные секты, что пагубно отражается на их душевном здоровье, моральном облике, а порой угрожает и самой их жизни. Религиозная ситуация в дальневосточном регионе в целом и в Приморском крае в частности является достаточно сложной. Приграничное положение Приморского края, а также соседних Амурской, Сахалинской, Камчатской областей и Хабаровского края делает наш регион особенно привлекательным для многочисленных миссионеров из-за рубежа, в том числе и таких, которые являются носителями мировоззрений, не совместимых с гуманистическими и патриотическими ценностями. Проблема государственной безопасности в области психического здоровья нации настоятельно требует широкомасштабной, научно и этически обоснованной работы, направленной на социальную адаптацию лиц, пострадавших от деятельности деструктивных религиозных движений, от алкоголизма, наркомании, разврата, получивших психические травмы в "горячих точках". Все это диктует необходимость налаживания эффективной системы религи-озного просвещения, подготовки специалистов высокого уровня, которые владели бы техникой духовной безопасности и профес-сионально ориентировались в вопросах современной духовной культуры и религиозной жизни и нравственного воспитания. Важное практическое значение теология и религиоведение имеют и в сфере взаимодействия учреждений культуры и религиозных организаций. Сегодня в российских исторических, краеведческих, художественных музеях, картинных галереях и других учреждениях культуры хранятся многочисленные памятники (в том числе и мирового значения), которые одновременно являются национальными святынями. Адекватное их использование и изучение, а также их сохранение, невозможно без глубокого понимания в равной мере и культурного, и религиозного их смысла и значения. Недооценка этого обстоятельства может приводить и часто приводит к утрате величайших национальных ценностей и к оскорблению религиозных чувств верующих. Ответом на вышеперечисленные научные и практические задачи и стало открытие в Дальневосточном государственном университете отделения теологии и религиоведения. Государственный образовательный стандарт определяет теологию как "комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство". Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.

Нередко приходится встречаться с унаследованным от советских времен отождествлением по-нятий "светский" и "атеистический". Но для такого отождествления нет никаких оснований. Многовековая история христианства знает множество светских богословов от Иустина Философа (I в.) до Карла Барта. "Светский" значит "неклерикальный", "нецерковный". Светский характер образования предполагает, что в процессе изучения составляющих теологию и религиоведение отраслей научного знания не совершаются культовые обряды, не ставятся цели подготовки священнослужителей. Светское образование не финансируется и не управляется Церковью. Но это совсем не означает, что светское образование должно быть обязательно атеистическим. Провозглашаемая статьей 28 Конституции Россий-ской Федерации свобода совести распространяется не только на атеистов, но и на верующих, причем человек имеет право придерживаться религиозных убеждений, действовать в соответствии с ними и распространять их в любое время и в лю-бом месте - в том числе и в учебном заведении. Опыт демократических стран (США, Великобритании, Германии, Финляндии, Греции, Румынии, Франции, Израиля), показывает, что преподавание теологии наряду с другими предметами является реализацией неотъемлемого права студентов на доступ к информации. В обществе, претендующим на то, чтобы именоваться демократическим, должна быть исключена ситуация, когда в безальтернативном порядке всем навязывается атеистический метод преподавания. Наконец, немаловажно и то, что налогоплательщиками являются не только атеисты, но и верующие, и это еще один довод в пользу того, чтобы дать последним возможность получить такое образование, которое отвечало бы их мировоззрению и религиозному чувству. Теология всегда конфессиональна, поэтому и теологическое образование с необходимостью должно опираться на многовековой опыт, накопленный в той или иной религии. В ДВГУ особое внимание уделяется изучению православной духовной традиции, которая для России является культуроформирующей. Не зная православия, невозможно объяснить особенности отечественной истории и национального менталитета. Православием определяются не только история России, но и ее настоящее и будущее. По данным различных социологических исследований, от 60 до 80 % россиян называют себя православными или православно ориентированными. Этим нисколько не оспаривается равенство различных религий перед законом. Но столь же бесспорным является и их неодинаковая роль в отечественной культуре, которая имеет своим фундаментом прежде всего православную духовную традицию. Одна из главных задач сегодня - соединение православного мировоззрения, традиционных духовно-нравственных и патриотических ценностей с высоким уровнем образования, широкой эрудицией в области современного гуманитарного знания. Соединение в рамках одной кафедры и отделения специальностей "религиоведение" и "теология" позволяет обеспечить многосторонний подход к изучению религии. Религиоведческая методология предполагает компаративный социо-культурный анализ религиозных феноменов, изучение религии извне, как элемента культурной и социальной жизни. Теологию интересует собственно положительный религиозный опыт, исследуемый изнутри, непосредственно.

Согласно государственному стандарту высшего образования, деятельность специалиста-религиоведа направлена на "научное исследование коренных мировоззренческих, методологических и ценностных проблем, стоящих перед современной цивилизацией". Религиоведческая подготовка предполагает знание содержания и форм религиозных представлений, культов, институтов, мировых и региональных религий, тенденций изменения в современных религиях, истории религии и конфессий в России; знание сакральных и канонических текстов, знакомство с апокрифической литературой. Религиоведение занимается изучением истории развития философских представлений о религии, современных философских концепций религии; исследует место религии в системе культуры, её функции в обществе, в жизни личности. Здесь уделяется внимание соотношению религии и науки, особенностям выражения в религии знаний о человеке, обществе и мире. Изучение религии включает и анализ содержания религиозно-этических учений, религиозных концепций формирования личности, современных проблем религиозно-нравственного воспитания; рассмотрение особенностей религиозного, церковного и культового искусства и понимание его смысла и символики. Религиоведение дает целостное представление о тенденциях изменения религии в современном мире, о процессах секуляризации, о церковном модернизме и фундаментализме.

На отделении теологии и религиоведения ДВГУ изучается весь спектр религиозных традиций мира. Большое значение придается знакомству студентов с религиозными и философскими системами Востока, что обусловлено географическим положением Приморья. Студенты, обучающиеся на специальности "религиоведение", углубленно изучают религиозные традиции, мифологию, политику, культуру, искусство восточных стран. Им читаются курсы "История свободомыслия", "Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрения", в которых рассматриваются различные варианты атеистического, нигилистического, пантеистического, деистического мировоззрений. От студентов отделения теологии и религиоведения никто не требует обязательного исповедания веры. Здесь все уважают свободу совести и право каждой личности на духовный поиск, и среди обучающихся на нашем отделении есть и верующие, и атеисты, и те, кто еще не нашел для себя ответов на важнейшие вопросы бытия. Единственное, что действительно требуется от студентов - открытость для восприятия непростых и чрезвычайно важных для любого думающего человека знаний, готовность к диалогу и к со-размышлению.


| Новости университета | Кафедра | Анонсы | Преподаватели | Концептуальные основы | Образование |

© 2002-2011 г.

При перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку на http://teologia.ru

Поддержка сайта - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

наш адрес:
Приморский край, г. Владивосток, остров Русский,
пос. Аякс, кампус ДВФУ, корпус F,
Школа гуманитарных наук, каб. 305
Кафедра теологии и религиоведения, 
e-mail: teologdvfu@yandex.ru